«Your Honour, you are blatantly being cheated», или по-русски: «Ваша честь, вам просто нагло брешут», – заявил я судье на предварительном слушании по делу о незаконном увольнении шеф-повара и получении им тяжелой травмы на производстве. Дело было в суде на маленьком Американском острове Сайпан в Тихом океане в 2014 году.
Как я попал в эту жопу, я расскажу в истории из 5 частей.
Есть такое микрогосударство на краю Марианской впадины, в центре Тихого океана. Называется Содружество Северных Марианских островов. С 2011 года это содружество входит в юрисдикцию США, как и Гавайи, кстати.
Населено это райское место местными поселенцами чаморро и каролинцами. Такие сильно толстые, ленивые темнокожие чуваки, плотно сидящие на бургерах и пособии по безработице от Американского правительства. Население 20 000 человек, 13 международных отелей и 200 тыс. туристов из Японии, Кореи, Китая и России.
Мы с семьёй там часто отдыхали, и каждый раз не хотелось уезжать. Я с юношества мечтал заработать свободу и жить в гамаке под пальмой, глядя на океан, поэтому в 2012 году решил построить дачу, а так как русской еды на острове не было, и вообще хороших ресторанов не было, то и открыть свой бизнес в виде ресторана и кофе-бара.
Глава 1. С чего и как начать.
Я как-то познакомился с местным американцем Тимом, одним из немногих родившихся и выросших на острове континентальных американцев. И поскольку он был известным всем на острове риелтором, я попросил его подыскать мне помещение под будущий ресторан.
На должность управляющего рестораном я пригласил свою помощницу из Владивостока Инессу. Она была очень усердной, очень честной и знала два языка. Главное, она хотела пожить за рубежом. Я решил, что этих качеств для управляющего вполне будет достаточно. Мы сняли ей жильё, сделали туристическую предпринимательскую визу, и она переехала с детьми на остров.
Поскольку особых знаний в ресторанном бизнесе у меня не было, я купил на OZON несколько книг о ресторанах и прочёл их. Многое я оттуда узнал и почерпнул.
Знакомым проверенным русским дизайнерам из НЕО-комфорт заказал дизайн-проект русского ресторана. Пока не было найдено помещение, нужен был лишь концепт интерьера будущего заведения.
Я нанял знакомого юриста, чтобы он зарегистрировал компанию. Юрист был рекомендован мне русской знакомой, работающей в местном турбизнесе. Компанию назвал «Изумрудный город/ Emerald City LLC».
Процесс регистрации компании на мое имя занял очень много времени. Так как я не американец, то мне пришлось вставать на налоговый учёт в Вашингтоне. Все это делалось по почте и заняло около полугода. Потом я открыл счёт в банке, что тоже почему-то было крайне долго. Клерки хоть и улыбались, но тупили по-страшному.
У меня были накоплены 500 000$, их я перевёл на счёт, и мы приготовились к работе.
Я был очень горд, что у меня есть настоящая американская компания со счетом в американском банке.
Примечателен был тот факт, что я очень слабо говорил на английском, особенно по теме бизнеса, налогов и банков. Но все же с помощью Инессы и словарика все получалось.
Интересный случай произошёл в этот период.
Ещё до отправки на остров Инессы мне с мелким ремонтом помогал американский филиппинец Ноа. Не сам, он всегда находил рукастых земляков и зарабатывал на них и на мне. Результаты были средненькие, но кроме этого прощелыги других желающих мне помогать я не нашёл.
Так вот, это шустрый Ноа пытался влезать во все мои дела, чтобы как-то заработать, якобы помогая. Узнав, что я открыл компанию, он вытянул меня в китайскую забегаловку на деловой ланч. Ноа притащил с собой бухгалтера-филиппинца, который работал у одного русского бизнесмена. Вдвоём они стали меня просвещать, что, мол, компания, открытая юристом, до сих пор принадлежит ему, что, мол, в реестре стоит его имя вместо моего, что он меня обманывает и вообще форма собственности LLC (по-нашему ООО – Общество с Ограниченной Ответственностью) мне не подходит, что надо учреждать корпорацию с советом директоров, и одним из них любезно готов стать Ноа.
Учитывая мой слабый английский и юридическую безграмотность в международном праве, я почти поверил. Посоветоваться было не с кем, а если юрист обманывает, то его совет не значит ничего. Я поехал домой и долго читал статьи в интернете. Признаться, тогда я впервые почувствовал некий страх, что меня могут обмануть по-серьезному.
Но, все обдумав ночью, я принял решение не верить филиппинцам.
Во-первых, я много узнал из интернета, во-вторых, американский юрист вряд ли бы затеял такую многоходовую аферу, ибо и понятия не имел, сколько денег я буду класть на счёт. Да и засудить его всегда можно было.
В-третьих, если б я так и не числился в компании учредителем, американский банк не открыл бы мне счёт.
Короче, филиппинцев я послал и больше не связывался с прохиндеем Ноа, но наглость и примитивность, с которой они реально собирались меня обмануть, развести на деньги, меня впечатлила.
Очевидно, что их мнение обо мне и обо всех русских бизнесменах было очень недалекое.
Я принял правильное решение, что не поверил им. Все с компанией было нормально, и форма собственности была выбрана мной верно. Хитрец Ноа просто хотел ни за что получать зарплату, являясь номинальным членом совета директоров в корпорации. Впоследствии я узнал, что знакомого русского бизнесмена тот бухгалтер так доил много лет. Ноа, поняв, что со мной не намутить, прибился к другому русскому, моему соседу по вилле, и одурачил пару раз его.
Кстати, когда я рассказал соседу о том, как Ноа его дурачит, земляк поверил Ноа, а не мне, и прекратил со мной общение…
Однако, в предпоследний день Тим предложил нам ещё одно помещение. Оно было в самом центре самой центральной улицы, правда тоже на втором этаже, но поскольку там был уличный эскалатор, мы решили, что это помещение лучше нам подходит.
Сдавался весь этаж, это больше, чем было нужно ресторану, и я принял решение открыть ещё и кафе-бар и магазин русских продуктов и сувениров. На острове жило около ста россиян, и каждый день прилетал самолет из России, исходя из чего спрос на русские продукты и еду мне казался большим.
С кафешками на острове была тоже беда. Все те, что были даже при отелях, были старые, зачуханные, с невкусным кофе и меню в целом.
Поэтому я посчитал, что современное кафе с тихой музыкой, например джазом, станет Меккой для деловых людей, молодежи, парочек и туристов.
Итак, я дал согласие Тиму на помещение, и Инесса занялась переводом и согласованием договора аренды. Она сама его перевела, и я с напрягом и неохотой прочитал 28-страничный контракт. Я убрал из него один пункт о личном поручительстве учредителя, разумно рассудив, что на то форма собственности и выбиралась limited liability company, чтоб отвечать только имуществом компании. Арендодатель какое-то время сопротивлялся, но потом согласился, так как помещение пустовало уже третий год.
Вот на этом моменте стоит остановиться подробнее.
Первая ошибка, которую я совершил, была в том, что я не задумался и не проверил, почему нормальное, хорошее помещение в центре города простаивало пару лет. Размер арендной платы был очень приемлем. Позже вы поймёте, в чем было дело – и оно было совсем не в помещении.
Третья ошибка, это мое высокомерие, синдром чемпиона. У меня все всегда получалось в России. Я прочитал и подписал сотни договоров аренды. Я и предположить не мог, что возможны такие пункты, как например, обязанность оплачивать аренду весь срок, даже если ресторан ты закрыл, давно съехал и в этом помещении уже арендуют другие. По договору же было, что банкротство твоего ресторана вообще не волнует собственника здания. Продавай свой дом, квартиру и плати ему аренду. Я почувствовал себя высокомерным тупым ослом.
Позже я расскажу, какие ещё пункты договора я пропустил и как это повлияло на бизнес, ну а пока мы с воодушевлением занялись дизайном и закупками материалов для интерьера.
Продолжение следует……